Важной частью паллиативной помощи является обучение пациента и его семьи. Например, как вести дневниковые записи при наличии хронической боли и других тягостных симптомов, на что обратить внимание (предвестники боли, тошноты, рвоты и др., их продолжительность, что вызывает и облегчает их проявления). Это позволяет составить план соответствующей медицинской помощи и дать рекомендации по предупреждению развития мучительных проявлений заболевания.
Медицинская сестра для уменьшения боли должна обучить больного и его родственников отвлекающим методикам и релаксационным (расслабляющим) упражнениям (например, медленному ритмичному дыханию), массажу с применением тепла и льда.
Во-вторых, оценивают следующие количественные показатели:
— величина списка больных, ожидающих госпитализации в больницу или хоспис и время ожидания, посещаемость отделения радиотерапии или клиники, где проводится обезболивание;
— показатели загруженности персонала, такие, как высокая текучесть кадров или невыходы на работу по болезни;
— число жалоб в руководящие органы здравоохранения.
В-третьих, необходимо узнать мнение об адекватности паллиативной помощи у:
— родственников больного;
— персонала больниц и хосписов;
— персонала амбулаторно-поликлинического звена;
— социальных работников;
— представителей добровольных организаций и общественности.
Для планирования и осуществления программ развития паллиативной помощи необходимо иметь информацию по 4 основным аспектам:
1. О числе умерших в данном регионе, городе, участке, их возрасте и поле, причине и месте, где наступила смерть (стационар, дома). Эта информация позволит оценить ту часть больных, которым необходима паллиативная помощь и наиболее распространенные потребности, проблемы и тягостные симптомы умирающих.
2. Необходима информация о районе: возрастной структуре населения, национальном составе, качестве жилья, масштабе помощи семьям и изменяющихся условиях.
3. Информация о ресурсах, имеющихся на текущий период, включая доступность и приемлемость:
— обслуживания семейными врачами (участковым врачом);
— стационарных коек, включая и хосписы;
— клиник и центров, занимающихся обезболиванием;
— предоставления лечения в дневном стационаре;
— помощи консультантов (врачи, медицинские сестры, имеющие специальную онкологическую подготовку, социальные работники, психологи и др.);
— служб поддержки (транспорт, помощь на дому, стирка белья, ночные сиделки, обеспечение продуктами и приготовление пищи, ремонт бытовой техники и др.).